По Железному Полуострову 2

Велопробег c 18 по 24 июня 2003 года

На главную

18.06.2003 - 6:50 Отъезд.
Трасса Феодосия - Керчь. Дома постепенно исчезают из вида - внутри возникает всё большее и большее ощущение свободы.
Вдоль шоссе комбайны косят обычную степную траву - такое вот сельское хозяйство - сеять ничего не надо, только коси.
Груженый велосипед идет ровно. Ветер холодный, но дует в спину. Сворачиваю на Красногорку, затем Кирово - в лесополоске обитает огромное количество ворон и какие-то хищные птицы. Слева - белые облака отражаются в белом поле ромашки. Кусачей мошки, обычной для этих мест совсем немного. Солнце уже припекает, но ветер по-прежнему холодный.
 
Белые облака отражаются в белом поле ромашки.
 
Вулкановка. Гора Вулкан. Выкатываю велосипед на вершину.
Вершина. Видимость сегодня хорошая. Видны очертания Меганома, Киик-Атламы, Карадага, Эчки-Дага, Сандыка, Агармыша. Рядом - горы Атаманская, Опук, Садовая, Приозерная, Дюрмень, Кончек. С севера - Парпачский хребет.
 
Гора Вулкан.
 
Вокруг меня летает множество махаонов. Садятся на голую растрескавшуюся почву. С "высшей точки" Вулкана кто-то уже успел спилить триангуляционный знак, который "охраняется государством". Когда я был здесь в последний раз, два года назад, знак ещё стоял на своём месте.
Совсем маленький, но свежий выброс грязи - вулкан оживает! Об этом же свидетельствует и вздыбившаяся, растрескавшаяся голая почва под ногами. Лежит плоский камень, на нем оставили надпись местные, вулкановские "туристы" - покорители этой 60-ти метровой вершины.
По траве и кочкам, самокатом съезжаю вниз. У подножия вулкана обнаруживается источник минеральной воды.
Еду в сторону горы Садовой. Дорога плохая, вокруг летает множество аскалафов. Неожиданно впереди возникает лес - ясень, дуб и вяз.
Въезжаю и располагаюсь на полянке в тени. Поют птички. Ветер шумит в кронах. Совершенно нереальная, неожиданная благодать! Варю обед, затем ложусь подремать до 16-ти. Комаров и мошки совсем нет! Полный релакс!
 
Располагаюсь на полянке в тени.
 
В степи по дороге к Садовой обнаруживается заросшее ситником болото. На нём растут какие-то невиданные "камыши" - с корзинками красивых розовых цветов. (Позже выяснилось, что это "сусак зонтичный".)
Сопка Садовая. На склоне неожиданно обнаруживается колодец. Вода пресная.
 
Колодец на Садовой.
 
По пути к Атаманской дорога становится настолько плохой, что ехать почти невозможно, представляет собой заросшую колею от трактора, скрытую в густой траве.
На одной из колдобин, на скорости всего 3 км/час теряю равновесие, подставляю ногу... Нога попадает в какую-то ямку, замаскированную в траве...чувствую боль... Сажусь в траву - на ногу ступить невозможно - потянул... Исследую травму - выход есть! Если аккуратно ступать на наружную сторону ступни - то кое-как двигаться всё же можно. Продираюсь дальше, тем более, что Атаманская уже совсем рядом.
Вечер. Оставляю велосипед в траве у подножия горы и поднимаюсь почти на самый верх, к известной мне еще с позапрошлого года розовой шелковице. Голая полянка под ней сплошь покрыта слоем ягод.
Вдоволь наевшись ягод, спускаюсь. Всё ниже и ниже... но никак не могу найти велик! Большое однообразное пространство склона сплошь заросло высокой колючей травой, и определить местонахождение велосипеда в наступающих сумерках оказывается не такой уж лёгкой задачей.
Но - нет ничего невозможного. Велосипед благополучно найден, и я закатываю его на травянистое плато на склоне горы. Располагаюсь прямо посреди этой степи, примяв колючки. Мошки и комаров всё еще нет (что экстра-удивительно!), дров впрочем, тоже нет, а второй раз подниматься к единственному дереву (шелковице) за сухими ветками лень. Приходится ужинать холодные мюсли.
Ночью прохладно...
За день - 76 км, время в пути 5:43, средняя скорость 13км\час.

19.06.2003. - 6 утра. Поднимаюсь на вершину Атаманской. С высоты 143 м. любуюсь окрестностями, прогуливаюсь по остаткам Аккосова Вала. Завтрак начинается с шелковицы, сразу же собираю и дрова. В 9:50 - еду дальше, направляюсь на Кончекскую сопку.
 
Вид с вершины Атаманской сопки.
 
Становится жарко. Мошки по-прежнему нет - какое счастье! Только немного мух. Нога почти в норме. Долго фотографирую разных насекомых, потом переезжаю высохший лиман и, дорога, бывшая поначалу "укатанной щебенкой", становится все хуже и хуже, и вот уже почти сходит "на нет". Вокруг - настоящие леса из белены, болиголова и конского щавеля - первые два растения будут повыше человеческого роста!
Вот дорога превратилась, так же как и вчера, в заросшую травой колею от трактора. Качу велосипед в руках. 12:10 - выкатил на вершину. Судя по практически исчезнувшей дороге, которая с трудом угадывается в густой траве - с моего прошлого посещения этой горы здесь вообще перестали ездить. В прошлый раз дорога была вполне ещё проходимой.
 
На вершине Кончекской сопки.
 
Скатился, а точнее продрался через густую траву, к восточному подножию сопки - на берег Узунларского озера. Останавливаюсь на отдых. Обед. Сгущаются тучи, и я оправляюсь дальше, на восток. Двигаюсь по густым зарослям травы, напролом, через степь - искать хоть какую-нибудь дорогу.
 
Над Кончекской сопкой сгущаются тучи.
 
Вот и дорога - недавно накатанная машинами сенокоса. По ней даже можно нормально ехать!
Выезжаю на берег Кояшского озера. Здесь - граница Опукского заповедника.
Граница обозначена полосой пропаханной земли. Каждые сто метров стоят полосатые столбики, каждые 500 метров - запрещающая табличка. Еду по дороге вдоль границы, потом пересекаю, её и поднимаюсь на ставшую теперь заповедной, гору Приозерную. Гора заросла густой травой, ходить по которой тяжело. Хорошо видны Скалы-Корабли, близ них находится какое-то небольшое судно.
Вновь возвращаюсь на дорогу, еду в сторону моря. Вижу, как судно плывет в сторону Опука, подплывает почти к берегу.
 
Вид на гору Опук с Приозёрной сопки.
 
Каменистый берег Приозёрной сопки.
 
Не доехав с километр до моря, прячу велик в высоченную траву и иду по песчаной перемычке, отделяющей от Кояшского озера его юго-западный угол, почти высохший и покрытый сверкающим в лучах вечернего солнца снежным слоем соли. По перемычке выхожу на песчаный берег моря, прямо напротив Скал-Кораблей. Кораблик по-прежнему стоит у Опука, точнее трогается и направляется обратно в сторону Скал-Кораблей.
Возвращаюсь к велосипеду. А судно - вновь у Скал - странный маршрут!
 
Иду по песчаной перемычке.
 
Берег моря близ Кояшского озера. Судно подплыло к Опуку.
 
Скалы-Корабли в четырёх километрах от берега.
 
Слой соли.
 
Вид на Приозёрную сопку.
 
19:30 - я у подножия Опука. Съезжаю с дороги в кусты и сажусь есть - жутко голоден и устал.
По "северной" опукской дороге выкатываю велик на самый верх горы - располагаюсь в малоизвестной пещерке. Из под скал вылетает розовый скворец - тот самый, которого здесь охраняют. Сходил на родник за водой - в сгущающихся сумерках тропинку ищу на ощупь - благо, дорога хорошо знакома. Набрал высокой и мягкой сухой травы, выстелил лежанку. Сегодня сплю без палатки. Импровизированное ложе источает запах сена.
Сегодня преодолел 31 км за 3:51 часа. Средняя скорость - 8 км\час.
 
Подъезжаю к Опуку.
 
Закат у подножия Опука.
 
20.06.2003. Подъём в 4 утра.
Поднимаюсь на вершину, чтобы сделать видовые снимки. Долго жду солнца - оно в дымке, и никак не хочет выходить. После, уже с велосипедом, спускаюсь напрямик, по травянистому северному склону, выезжаю на грунтовку и сворачиваю на восток. Долго еду вдоль заповедного берега, так же отгороженного запрещающими табличками и столбиками. Начало восьмого.
 
На вершине Опука.
 
Опук. Вид на т.н. "Каньон".
 
Мыс Ак-Бурун. Вдоль всего берега расположились рыбаки-любители. На мысе - колодец. Но воспользоваться им не могу. Глубина до поверхности воды - около десяти метров, а верёвки нет.
Вот, в нескольких метрах от берега, плывет и кувыркается дельфин. Вот косяк рыб, которых в бинокли высматривают рыбаки.
 
Вид на Кыз-Аульский маяк.
 
Отдыхаю под деревом. Гуляю по местности. Зловредных мошек снова практически нет! Сегодня больше никуда не еду. День отдыха.
Вечер. Заходящее солнце отчетливо высвечивает российский берег - холмы и обрывистые берега. Близ пролива - дюжина кораблей. Ставлю палатку в кустах, в нескольких сотнях метров от берега. Вокруг меня древнее кладбище. Десятки могил уже давно кем-то вскрыты - возле одной из них вижу несколько человеческих костей.
Идея ночевать на кладбище среди десятков вскрытых могил прельщает не особо, но ночевать в открытой взглядам местных жителей степи, хочется еще меньше. Вопреки опасениям, спится нормально.
За день - 22км. В пути - 2:13. Средняя скорость 10 км\час.

21.06.2003. Утро - 7:55. Еду дальше, на восток. На равнине вдоль берега - странные холмики увенчанные глыбами известняка. В одной из глыб обнаруживается пригодный для жилья, небольшой грот.
Такиль. За мысом, вдоль дороги - огромные промывы -оползни. Сочится вода.
13:45 - выезжаю на асфальт! 13:45 - древний колодец на развилке трассы, у поворота на Костырино. Вода хорошая. Любуюсь видом озера Тобечик.
 
Мыс Такиль. Виден российский берег.
 
Пейзажи мыса Такиль.
 
Вновь съезжаю на грунт и направляюсь на северный берег озера. По дороге меня "тормозят" спелые красно-бело-розовые шелковицы. Наконец, выехав на берег, и не обнаружив ничего особенно интересного, делаю снимок штормящей стихии и направляюсь обратно на трассу.
 
Перемычка суши на озере Тобечик.
 
Въезжаю в Аршинцево и сворачиваю направо, пытаясь выехать на берег в северной части Камыш-Бурунской бухты. Но дорога петляет меж бетонных заборов каких-то предприятий и, наконец, тупиком упирается в ворота одного из них. Возвращаюсь обратно и сворачиваю на Приозёрное.
 
Индустриальный пейзаж на въезде в Аршинцево.
 
18:10. Приозёрное. Солнце опускается в черные тучи. Красиво, но кажется будет дождь. В Приозёрненском сельмаге стайка молодежи совещается "чем запивать", во дворе рядом - гулянье, колонки излучают модную когда-то песню: "белые розы, белые розы..."
 
Приозёрное. Солнце опускается в черные тучи.
 

Вот по улице ковыляет бородатый мужик маргинального вида, с забинтованными запястьями рук. Несёт бутылку. Вот большая желтая бочка на колесах, из таких продают квас и пиво. На этой же написано "Вода".
Приблизившись к Ивановке, не без труда перетаскиваю велик через весьма глубокую и живописную Чурбашскую балку и ставлю лагерь на территории городища Илурат. Тучи все ближе. В 22 часа - первые капли дождя, в 23:30 - еле-еле устроился в своей тесной, протекающей палатке...
За день - 54 км. Время в пути - 4:05, средняя скорость - 13 км\час.

22.06.2003. Утро - 6:50.
Городище Илурат: коровьи тропы, виноградные улитки проснувшиеся после дождя, красивый вид на озеро и село. На склоне балки нахожу остатки двух подземных ходов, ведших когда-то к потайным источникам воды. Ходы давно уже обвалились и представляют собою цепочки неглубоких ям. В отличие от "ходов", "источники" похоже целы - глубоченные аккуратные колодцы квадратного сечения, вырубленные в известняке кем-то накрыты щитами.
Городище представляет собой остатки множества построек, эдакий севастопольский Херсонес, затерянный в степи. По всему Илурату разложены подмокшие на вчерашнем дожде записки какому-то Серёже, в которых объясняется, что группа будет ждать его у автобуса, и что при встрече ему переломают ноги. Подписано: "Светлана Павловна".
Сушу вещи. На небе вновь сгущаются тучи. Не жарко.
Отъезд. В балке у подножия Илурата обнаруживается родник в виде неглубокого колодца.
Ивановка. Крестьяне, камень за камнем, разбирают местный "Дом Культуры" - кирпичи грузят на машину.
Пересекаю керченско-феодосийскую трассу и направляюсь в сторону Багерово. Перевалив невысокий хребет, осматриваю небольшую горку, подписанную на карте "г. Вулкан" - и действительно! Холм оказывается грязевым вулканом! Испытал весьма пикантное чувство, когда на его вершине под моими ногами внезапно начала проваливаться земляная корка казалось бы спящего кратера.
Не доезжая до Багерово, сворачиваю на право, решая обогнуть его по восточной окраине. За одно осматриваю горку в поисках какой-то пещеры, отмеченной на карте. И точно - вот она! Оказывается, это вход в каменоломни.
Внутри прохладно, пыльно и просторно. Потолок высокий. На стенах надписи разнообразных Вась и Тань, которые здесь были. Возвращаясь на дорогу, обнаруживаю лесопосадку шелковицы.
Багерово. Захожу в магазин. Пожилой мужчина берет бутылку водки и конфетку "на сдачу". Наливает стакан. "Эх, сколько той жизни!.." - оправдываясь смотрит на меня. Я покупаю кефир.
За Багерово сворачиваю на восток. На холме за поселком - какие-то странные колонны и руины какого-то сооружения. От колонн виден Казантип, Азов, Керченский пролив, Керчь и российский берег.
По грунтовой, но удивительно ровной дороге, проезжаю горы с названиями "Ласточкино Гнездо" и "Арарат". С первого отрога горы-подковы Арарат, грунтовка разгоняет меня до 38 км/час, со второго - 45 км/час. В полукольце Арарата обнаруживается приятный сюрприз - семейка небольших грязевых вулканов.
Близ горы "Граммофонная", ищу указанные на карте пещеры - и действительно обнаруживаю несколько входов в каменоломни. Входы заросли кустарником и довольно узкие, внутри сыро, прохладно и жутко. В разные стороны на нескольких уровнях уходят ходы-ответвления, теряясь во тьме. Вспоминается миф об античном лабиринте и мерещится Минотавр. В одной из комнат, обнаруживаю упавший вниз, на пол, отслоившийся квадратный потолок, точнее слой известняка, еще недавно бывший потолком - толщиной сантиметров в тридцать.
На небе сгущаются тучи, похоже скоро будет дождь. Лучи солнца, склоняющегося к горизонту, высвечивают радугу. Второй раз провести ночь в промокающей палатке не хочется, и я решаю поселиться в маленькой каменоломне-комнатке. Там довольно просторно, сухо и чисто. И вполне уютно, насколько только это может быть в двух шагах от разбегающихся вглубь земли коридоров мрачных сырых подземелий.
Импровизированную лежанку соорудил из сена, экспроприированного с близлежащего сенокоса.
За день 27 км, в пути 2:15, средняя скорость 12 км/час.

 
Вход в каменоломни.
 
23.06.2003. Утро 07:15. Ночью был дождь. Еду в сторону Войково. С запада ползут черные тучи, кажется, скоро снова будет дождь. Направляюсь в "Лунную Долину" - большое поле грязевых вулканов - Булганакский мелкосопочник.
 
Еду в сторону Войково. Сгущаются тучи.
 
11:00 - грязевой вулкан "Сопка Трубецкого". Сопка оказалась не фотогенична, так как произошел большой выброс грязи и нарушил правильную, круглую форму кратера.
Похоже, сейчас начнется гроза. Возле сопки Центральная меня настигают первые капли - упаковываюсь в целлофан. Но черные тучи проходят мимо, движутся на Керчь и дальше на Тамань. Сильный ветер вскоре стихает. Выходит солнце и снова наступает жаркое лето.
 
Сопка Центральная.
 
Грифон.
 
Лунная Долина - Булганакский мелкосопочник.
 
15:50 - мыс Тархан. Обнаруживаю чудесную зелёную пещерку, образованную плотно сплетёнными ветвями боярышника. Погода вновь ухудшается, начинается мелкий дождь. Гремит. Несмотря на осадки, отправляюсь исследовать берег.
 
Мыс Тархан. Исследую берег.
 
Заросшие кустарником обрывы и оползни на мысе Тархан.
 
18:30 - с Азова прямо на меня движется гроза - из чёрной тучи - столб воды, ближе и ближе, уже совсем рядом, кажется метров 500. Льёт практически с чистого неба. Картина - фантастическая! Бегу за сеном на расположенные недалеко поляны - скорее, успеть бы устроить жилище до дождя. Всего за одну минуту растягиваю палатку - как струну. Готовлюсь встретить бурю.
 
Прямо на меня движется гроза.
 
Закончив приготовления, выхожу из зелёной пещерки и совершенно неожиданно обнаруживаю, что гроза куда-то исчезла... На небе сияет радуга!
 
Радуга над Тарханом.
 

Вечер. Солнце садится за Зюк.
Стемнело. С высоты моего мыса наблюдаю великолепное зрелище - сразу т р и грозы над морем! Вспышки молний на мгновения вырывают из темноты морскую поверхность. Похоже, на этот раз достанется и мне - самая большая гроза движется прямо на меня. Становится как-то не до сна - сижу и жду.
21:45 - начинают падать первые капли... но по настоящему полило только в 23...
За день 23 км, 1:53 часа, средняя скорость 12 км\час, максимальная - 49 км\час.

24.06.2003. Утро. После ночного дождя проснулся практически сухим - сказалась тщательная вечерняя подготовка. Погода отличная. Небо безоблачно. Отправляюсь во вторую прогулку по берегу - оказалось, что Тархан - очень красивое место!
Нос к носу столкнулся с лисой...

 
Тархан. Каменный цыплёнок.
 
9:25 - отъезд. Сильно жжёт солнце, при этом - ледяной ветер. Еду в куртке и джинсах. Заехал на Зюк - дело к полудню - начинается жара.
Подъем на Ташкалак - слева в балке обнаруживаю заброшенный старинный колодец. Ещё левее - входы в каменоломни. Съезжаю с дороги и начинаю катиться напролом - трава выжжена огнём и это облегчает дело. Обнаруживаются ещё несколько входов в каменоломни. Оставляю велосипед и поднимаюсь на вершину - отличный вид на Чокракское озеро!
 
Ташкалак. Вид на Чокракское озеро.
 

На северном склоне обнаруживается ещё одна система подземных вырубок - пещеры посещаемы - жилые. В одной из них, судя по свежим надписям, совсем недавно девять дней прожил скинхед Лёха. Столь длительное проживание в столь пустынном и уединённом месте наводит меня на мысль, что где-то не очень далеко должен быть источник воды. Возвращаясь к велосипеду, замечаю движущийся в сторону этих каменоломен мотоцикл - на нём молодые ребята в камуфляже - может быть это тоже скинхеды? Едут на своё излюбленное место?
На хребте поднимаю оброненную кем-то зажигалку - нажимаю кнопку - и неожиданно получаю удар током - зажигалка оказалась пьезоэлектрическая, а я, не заметив это, взялся за контакт.
Сажусь на велосипед и спускаюсь в сторону Бабчикской балки.
А вот и источник, о наличии которого я предположил в ташкалакских каменоломнях. Он - в балке, в самой нижней части, в нескольких метрах от дороги. Невдалеке крестьяне убирают сено. Видны ещё несколько входов в каменоломни, но исследовать их нет уже никакого желания. Я пресыщен подземельями.
Балка красива. Грунтовая дорога идет вдоль неё, на юг. Доехал до озера. Народ ловит рыбу, а я отдыхаю.
Решаю не заезжать в Багерово, а объехать его с севера, выехав напрямую в Чистополье.
Доехав до нужной развилки, обнаруживаю вместо полу-грунтовой дороги, с непонятным покрытием, которая показана на карте, какой-то гигантский перекресток, выложенный большими бетонными плитами. Очень интригующе! Сворачиваю на эту "дорогу" шириной метров двадцать-тридцать... Вот - конец небольшого пологого подъема, вот поворот, и... Я выезжаю на взлётно-посадочную полосу Багеровского аэродрома!
Аэродром похоже больше не эксплуатируется. Стыки между плитами заросли травой, но плиты подогнаны хорошо и швы при езде практически не чувствуются! Итак - разгоняюсь, и иду на взлёт! Три километра полосы пролетаю с ветерком. Слева виднеются несколько военных машин и заброшенный диспетчерский пункт.
Полоса переходит в бетонку, а бетонка - в отличный асфальт! Въезжаю в Чистополье. Время - 18:30.
Вновь решаю сократить путь и съезжаю на грунт - на прямую дорогу в Новониколаевку.
Первая половина дороги оказывается вполне проходимой, хотя я и ожидал лучшего, зато вторая половина практически отсутствует... Качу велосипед в руках просто по траве... Километрах в четырёх впереди виднеются какие-то строения - ну когда же вновь начнётся хоть какая-нибудь дорога?
Долго ли, коротко - вытаскиваю велик на холмик - и сразу попадаю на хорошо укатанную щебёнку - вот радость! Ещё немного - и я на окраине Новониколаевки. Время 19:53.
Останавливаюсь на отдых и "холодный" ужин. Солнце садится. Передо мной - красивый закат с видом на навеки недостроенный реактор Крымской АЭС.
20:30 - выезжаю из Новониколаевки. Направляюсь домой.
Проезжаю сёла - 21:12 - Фонтан.
21:38 - Ленинское.
22:14 - Красногорка.
22:42 - Луговое.
23:13 - Ерофеево.
23:29 - Батальное.
В 00:17 на конец-то въезжаю в ночной Приморский.
За день - 116 км, время впути 08:05 часов, Средняя скорость 14 км\час, максимальная - 37 км\час.

Всего за поездку было пройдено 348,9 километров.
Общее время в пути составило 28:04 часов.
26.06 - 19.07.2003г., 20.10.2004г.

 

Hosted by uCoz